Данная статья рассматривает вопросы информационно-технологического управления общественным сознанием, которое, в современной социально-зкономической ситуации, является одним из ведущих и доминируннцих средств и ходе реализации важнейших задач, актуальных с позиций сегодняшнего дня.
Постановка проблемы
Основным средством оперирования в сложных общественно-политических, зкономических и других ситуациях, в том числе — в фазах кризисного развития, свойственного сегодняшней ситуации в нашей стране, является информационное воздействие на общественное сознание масс, т.е. концептуальное управление.
Поэтому задача написания статьи — это следствие выполнения более крупной задачи, происходящей в реальной практике, а именно: задача исследования одного из сценариев общественного развития, приемлемого для нашей страны, с учетом ее (страны) собственных, традиционных особенностей (ретроспективный анализ) и возможностью преемственной взаимосвязи этих особенностей с существующим положением дел, а также прогностическим вариантом развития.
При этом из результатов исследования выделен наиболее существенный аспект (концептуальное управление), без которого требуемый алгоритм полного жизненного цикла развития общества был бы принципиально невозможен вне зависимости от того, понимаем ли мы места и значение этого аспекта или нет.
Анализируя последние достижения и публикации, рассмотрим существующее положение дел в реальной практике.
Ретроспективный аспект. Концептуальное управление уже много тысячелетий назад имело место в реальной практике. Без применения данногo термина как понятия оно реализовывалось правящей верхушкой (например, в лице жрецов, волхвов, магов и т.д.) без уведомления об этом окружающих. Такая практика имела место даже в первобытных племенах, чей образ жизни дошел до нас в виде родоплеменных традиций аборигенов Африки и Южной Америки. На уровне отдельной личности в наиболее жестком варианте концептуальное управление может быть реализовано в грубой форме, например, в виде, так называемого, зомбирования. Эта процедура исключительно проста по выполнению, но имеет низкий коэффициент полезного действия. В ходе ее реализации подопытный может просто умереть, что часто и случалось. Но и участь оставшегося в живых была незавидной. В результате проводимой процедуры полностью стиралось сознание используемого человека, которого уже и человеком считать было нельзя. Это был просто биоробот, управляемый чужим сознанием, волей или прямым физическим воздействием. Уровень социальной практики реализовывался в виде духовно-религиозной деятельности (открытый вариант) или путем деятельности тайных организаций (закрытый вариант), например, в ходе деятельности тайных обществ, орденов и т.д.
Настоящее время. В наше время перечисленные выше подходы также имеют место, в том числе — и в нашей стране. Однако наряду с традиционными появился и целый ряд современных процедур, реализуемых не только на уровне суггестии и вербального воздействия, но и выполняемых с помощью современных технических средств. Не вдаваясь в подробности, назовем ряд современных и уже хорошо проверенных подходов, реализуемых в виде информационных технологий, применяемых для индивидуального, группового и массового воздействия:
- зомбирование, проводимое путем воздействия на подсознание различными способами (от феномена «двадцать пятого кадра» до прямого словесного воздействия или внушения);
- нейро-лингвистическое программирование, ранее применявшееся спецслужбами, а теперь ставшее доступным почти любому желающему;
- холодинамика, которую можно использовать (так же как и другие методы) с лечебными целями, либо для изменения состояния психики в требуемую сторону;
- медитационные практики различных духовных и религиозных организаций. Особенно результативны эти практики в ходе выполнения массовых ритуалов, доводящих толпы людей до разноплановых трансовых состояний.Сюда же можно отнести и процедуры психической обработки своих адептов, выполняемой практически во всех крупных многоуровневых маркетинговых структурах, в массовых (руководимых из-за рубежа) элитарных клубах (например, Римский клуб, Ротари-клуб и другие подобные организации).
Указанные воздействия можно применять и как биологическое, психо-физиологическое оружие с пролонгированным (отдаленным по проявлениям) результатом. Например, если навязать какому-либо этносу несвойственный ему образ жизни и сориентировать на психофизиологически несовместимые с ним системы ценностей, то, с той или иной скоростью, все это приведет к деструктивным процессам с летальным исходом для целого этноса. При этом процесс реализуется пошагово: духовная, а затем идеологическая дезориентация, потеря идентичности, хаотизация сознания на уровне традиционных систем ценностей, духовное одичание, превращение народа в население, затем — броуновское движение этого населения, приводящее к тихому угасанию всех жизненно важных общественных систем, либо к взаимному уничтожению ускоренного типа, например, в ходе гражданской войны.
Все перечисленные выше процессы и их особенности наблюдаются на нынешней территории постсоветского пространства, в том числе в Украине и в России.
Актуальность указанной выше проблемы следует из ситуационного анализа, определяющего состояние дел и перспективы развития совокупности приоритетных направлений деятельности государственного уровня, оцениваемых с позиции их значимости.
В состав указанной совокупности можно включить следующие виды деятельности:
- государственное строительство вцелом, рассматриваемое в рамках выбора и определения формы социально-экономической формации, в границах которой можно достичь желаемого уровня развития строящейся государственности и приемлемого уровня жизни как отдельной личности, так и народа вцелом;
- государственная безопасность, рассматриваемая с позиций ее определения и с учетом оценки условий ее физической реализуемости;
- выбор способа построения общегосударственного механизма народно-хозяйственной деятельности и способов его стыкуемости с существующей системой международных отношений;
- управление процессами социальной стабилизации и антикризисной деятельности;
- создание условий и способствование процессу формирования современной парадигмы мышления человека новой эпохи.
Перечисленные направления иллюстрационные. Их состав может быть расширен до требуемой системно-технологической полноты, определяемой целями конкретного описания и анализа. В нашем случае достаточно указанных выше направлений деятельности, так как по уровню своей сложности и качественному разнообразию они в достаточной мере демонстрируют характер, особенности и масштаб рассматриваемой проблемы.
Целью данной статьи является изложение основных аспектов и особенностей процессов концептуального управления, которое в современной социально-экономической ситуации является одним из ведущих и доминирующих средств в ходе реализации важнейших задач государственного строительства на стратегическом уровне.
Изложение основного материала исследования. Общим фактором, способствующим успешной реализации перечисленных выше конкретных видов государственной деятельности, является именно эффективность концептуального управления, рассматриваемого и реализуемого в каждом частном случае и являющегося важнейшим рычагом в современной системе управления сложными социальными процессами [5]. Именно эта особенность делает актуальной сформулированную выше цель данного изложения. При этом для достижения указанной цели и понимания излагаемого материала необходимо провести подготовительную работу, в результате которой должны быть определены концептуально-понятийные основы и даны базовые понятия, о которых идет речь в данном изложении.
В качестве исходного будем использовать понятие концептуального управления.
Концептуальное управление — это опосредованное (не прямое) управление поведением, миропониманием и поступками людей за счет изменения их парадигмальной основы мировоззрения и формирования требуемого стереотипа мышления.
Такое управление может быть реализовано на уровне отдельной личности, группы людей, в коллективе и даже на уровне социума вцелом.
Концептуальное управление, реализуемое на уровне социума, происходит путем формирования нового или модификацией имеющегося общественного сознания. На современном этапе развития общества высшая форма изложения того материала, который может отображать на наивысшем уровне имеющееся или требуемое общественное сознание, называется философией.
В качестве такой философии, соответствующей уровню задач сегодняшнего дня и имеющей перспективы развития, нами выбрано новое фундаментальное научное направление, получившее название — Новый Универсум [3].
Новый Универсум — это мировоззренчески и парадигмально новое, фундаментальное философское направление, являющееся междисциплинарной методологией, представленной в виде разомкнутой теории, приемлемой для адекватного отображения и анализа любых объектов, процессов и явлений в независимости от их качественной разновидности.
Методология Нового Универсума представляет собой самодостаточный и пригодный к развитию свод универсальных понятий, законов и правил пользования ими. Универсальность изложенного и предметная неограниченность обусловлены тем, что весь методологический материал построен на основе системно-методологических инвариантов, многие из которых, сформулированные впервые и рассматриваемые в отдельности, могут претендовать, в свою очередь, на новое направление в области системной методологии, которое получило название теория гиперкомплексных динамических систем (ГДС). Эту теорию можно рассматривать как системные методы третьего поколения (если за методы первого поколения принять работы уровня А. А. Богданова и Л. фон Берталанфи, а в качестве методов второго поколения рассматривать работы уровня А. И. Уемова, Дж. Клира и т.д.).
Материалы Нового Универсума и теории ГДС приемлемы к реализации на ЭВМ, что позволило на их основе разработать и внедрить в практику ряд новых интеллектуальных технологий в различных областях человеческой деятельности, в том числе — информатики, геополитики, социологии, экономики, государственного строительства и т.д.
Интеллектуальные технологии являются основным продуктом инженерной и научно-теоретической деятельности, представляя собой основу всех процессов информатизации, которые, в свою очередь, являются характерной особенностью развития общества на современном этапе.
Процессы информатизации и интеллектуальные технологии, рассматриваемые в оценочном контексте, например, в составе народно-хозяйственной деятельности и по их удельному весу в валовом продукте, могут служить мерилом цивилизованности и уровня научно-технического развития конкретного государства. В свою очередь информационно-интеллектуальный продукт все больше начинает доминировать и в социально-экономической деятельности, приобретая свойства товара, обладающего стоимостью и требующего для своего обращения специфически построенной системы информационных и товаро-денежных отношений (новых рынков интеллектуальных продуктов, банков для интеллектуально капитала, технических средств для интеллектуального производства и т.д.).
Информатизация общества существенным образом меняет бытие человека и, в первую очередь, влияет на общественное сознание вцелом. Эти два понятия взаимно обуславливают друг друга: информационное бытие определяет общественное сознание, а сознание человека (уровень и способ организации мышления) в свою очередь определяющим образом влияют на качество и темпы процессов информатизации. Особенностью нынешнего этапа развития общества также является то, что указанное взаимное влияние все более реализуется целенаправленным путем, осознанно и контролируемо, что отличает эти процессы от патриархального, идущего естественным путем, без особого осознания и понимания (а тем более — управления) традиционного способа общественного развития, происходящего в уходящей эпохе.
Именно осознанность процесса общественного развития, важность которого для всего человечества на современном этапе его развития потребовали особого внимания к пониманию и применению механизмов и технологий концептуального управления, являющегося наиболее эффективным средством управления сложными социальными процессами, включающими в свой состав огромные потоки системно-организованных людских масс.
Осознанное отношение к концептуальному управлению и понимание сути происходящих процессов при его реализации — дает ключ к контролю и оптимизации процессов общественного развития. А это всегда являлось и является до сих пор для одних — технологической необходимостью, продиктованной уровнем сложности задач и ответственностью за их позитивное решение, а для других — вожделенной мечтой получения безграничной власти над миром людей.
Два выделенных аспекта в отношениях к высшей власти имеют место и сейчас. К сожалению, эти отношения далеки от желаемых. И именно сейчас решается вопрос о том, чьи руки будут находиться на рычагах общественного влияния и как будут устроены эти рычаги.
Особенно важны изложенные аспекты в наше время, когда уже реально существуют (в качестве механизма) информационные технологии. Они воздействуют не просто на социум вообще (как, например, дождь воздействует на тела людей), а воздействуют избирательно, на самую уязвимую человеческую и общечеловеческую компоненту — сознание, рассматриваемое как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества вцелом.
Здесь следует отметить, что концептуальное управление само является одной из наиболее эффективных и значимых информационных технологий из всех средств воздействия, которые когда-либо были известны человеку.
Выводы и перспективы дальнейшего развития. Существует два граничных сценария нашего развития: позитивный и негативный.
Позитивный вариант. Алгоритм реализации: самоидентификация на основе ретроспективно-антиципационного анализа [4], восстановление преемственности высокой традиции нашего народа (народа русов), самоочищение от негативных инородных духовно-религиозных многовековых наслоений, адекватное самоосознание собственного «мы», перспективная идеологизация социума и способствование формирования современного мышления на уровне отдельных личностей, культивируемых вплоть до появления в обществе реальной отечественной духовно-интеллектуальной элиты, настроенной на процессы позитивного развития как в личном плане, так и в социально-приемлемом направлении вцелом.
Негативный вариант. Это то, что реализуется без нашего ведома, но при нашем активном исполнительском участии (без осознания оного) в нашей стране. Конечный результат этого варианта находится в границах: нижняя — потеря государственной самостоятельности и превращение в ресурсный источник для других стран; верхняя — полное уничтожение государственности, расчленение территории, прямая потеря подавляющей части населения, историческое забвение, цивилизационная смерть.
В основу выполнения этого варианта положены самые современные информационные технологии, в том числе и относящиеся к концептуальному управлению, которое является основным инструментом реализации мировых войн четвертого поколения, ведущихся на всех уровнях, вплоть до цивилизационного противостояния, в котором сейчас находится население всей планеты Земля.
Рассчитывать на кардинальные изменения в процессах общественного развития вцелом и переход в позитивный вариант для нашей страны в частности, можно на основе укладываемого в кратчайшее время осмысления происходящего, что возможно только путем специальной подготовки для этой цели определенного количества людей, обладающих полнотой власти и личными качествами, пригодными для решения задач подобного уровня сложности. И то, и другое (люди и средства) у нас есть. Нужна только добрая воля людей, не безразличных к судьбе своего народа и своей страны.
Литература
1. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. — М., 1973. — С. 20 — 37.
2. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. — М., 2003.
3. Малюта А. Н. Введение в инвариантное моделирование. В Зт. — Т. 1, 2, 3. — Чернигов: Северная Звезда, 1999.
4. Малюта А. Н. Мудрославие. Книга Канонов. — Севастополь: Южная Звезда, 2002.
5. Малюта А. Н., Коломийцева Е. А. Концептуальное управление в процессах общественного развития //Актуально проблеми економіки, 2002, №9. — С. 39 — 41.
6. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем, — М.: Мысль, 1978.
7. Урманцее Ю. А. Опыт аксиологического построения общей теории систем // Системные исследования. — М., 1972. — С. 128 — 152.
8. Шеннон К. Имитационное моделирование систем — искусство и наука. — М., 1978.
9. Юдин Э. Г. Методологическая природа системного подхода // Системные исследования. — М., 1973. — С. 38-51.
10. Янг С. Системное управление организацией. — М., 1972.