От стихийной самоорганизации к центрам гражданских инициатив

Исходным важнейшим моментом любого дела, рассчитывающего на успех, является понимание ситуации, сложившейся на момент принятия ответственного решения.
А еще лучше — понимание хода развития этой ситуации, хотя бы на уровне основных тенденций.

Все вместе сказанное называется задачей ситуационного анализа, результаты решения которой почти полностью предопределяют последующие шаги в любом направлении, в любом задуманном деле.

Если опустить промежуточные выкладки, то для нашего случая можно дать несколько положений из конечного результата такого ситуационного анализа. При этом из общего типа положений выберем то минимальное число базовых моментов, которое будет достаточным для понимания логики всего дальнейшего изложения, несмотря на фрагментарно-иллюстративный характер выборок.

Какие же эти базовые моменты?

На глобальном (всеземном, общечеловеческом) уровне:

1. Идет процесс рождения Человека Нового, Человека Духовного.

В этом смысле впервые за последние 5000 лет совпали прогнозы, полученные и классической наукой, и астрологические предсказания (оккультно-эзотерический анализ), и религиозно-мистические, и эсхатологические описания, и предсказания отдельных известных пророков. При этом интенсивность развития указанного процесса такова, что зачастую реальная практика опережает по своим темпам осмысление происходящего.

2. Изменяется глобальная парадигма мышления.

Основными особенностями такого изменения являются: синтетичность мышления, дополняющая традиционную аналитическую компоненту; планетарный характер мышления, переходящий на уровень космического для небольшого числа духовно высокопродвинутых людей; системный характер видения окружающего мира и человека в нем.

Процес сопровождается всеобщим расширением сознания как на планетарном уровне, так и у отдельных людей со все более частым появлением у все большего числа людей ряда качеств, которые обычно считались редкими и непонятными — различными экстрасенсорными способностями аномального типа, о которых так часто упоминают оккультно-эзотерические издания и суть которых пока необъяснима с позиции и в рамках классической науки.

3. Идет раздел мира, сопровождаемый принципиально новым подходом к формированию нового геополитического организма в целом, на планетарном уровне и, в частности, — на уровне отдельных государств и других социально-экономических образований.

Основными особенностями при этом являются: появление геополитически значимых параллельных (в деятельностном смысле и с позиции охвата своим влиянием конкретного числа людей) всепланетарных образований, которые многократно, паутинообразно накладываются на одни и те же географические территории, окутывая мир глобальными сетями различного типа. Роль таких сетей растет. По силе своего влияния они уже стали соразмерными с традиционными государственными (явными) образованиями, а порою и превосходят их, соперничая лишь с аналогичными себе распределенными сетевыми гигантами.

При этом, в отличие от традиционных социально-экономических образований — формаций, государств и так далее, указанные планетарные сети обладают динамичными характеристиками по всем своим параметрам и составу деятельности. Они системы как по устройству, так и по способу функционирования, в большинстве случаев не понимаемы (по задачам, целям, способу деятельности) основной массой населения, что позволяет говорить о них как о виртуальных геополитических системах, находящихся в режиме динамической саморегуляции с быстрой реакцией на всевозможные изменения ситуации.

На локальном уровне, соответственно трансформируясь количественно и качественно, происходит аналогичное.

1. Растет удельный вес и приоритетная значимость процессов самоорганизации социума по всем видам человеческой деятельности — от фундаментальных научных исследований до решения задач малого и среднего бизнеса. Причем эти процессы как подтверждает практика, идут и по вертикали, вытесняя командно-административные образования, и по горизонтали, заменяя собой либо успешно конкурируя с традиционнными формами разделения и организации трудовой деятельности.

2. Ощущается острая, жизненно важная потребность в лидерах (на всех социально-значимых уровнях) — людях инициативных, не ждущих указаний сверху, самодостаточных, способных оганизовать себя и других, готовых отвечать за свои поступнки и, что самое важное, просто способных на социально-значимый, осознанный, самоотверженный поступок на основе самостоятельно принятого решения в условиях высокой информационной неопределенности и риска.

3. Все более значимым является системно-организованный, динамический командный стиль деятельности при полифункциональном ее наполнении, переменном лидерстве с общей нацеленностью на конечный результат, достигаемый на основе экономично построенного и технологически реализуемого алгоритма общекомандной деятельности.

«Новому времени — новая философия»…

Этот лозунг не просто красивая популистская фраза, а объективно необходимая составляющая (первичное звено!) в сложной технологической цепочке социально-экономических преобразований.

Здесь уместна аналогия, когда создаваемый социальный организм (на всех уровнях его реализации — от глобального до локального) сравнивается с обычным организмом отдельного человека. При этом человеку недалекому и малокомпетентному является очевидным подавляющий вес всего тела (понимай механизм народного хозяйствования, экономического сектора страны) над незначительным меньшинством веса головного мозга (менее 3% от общего веса тела). По весу — да, но по жизненной  значимости: может ли быть столь огромное, сильное и красивое тело без этой маленькой составляющей, именуемой «серым веществом»?

На социальном уровне — это высокая интеллектуальная элита, способная генерировать и направлять в массы новую философию, достойную нового времени, на основе которой только и возможна разработка современной идеологии, за ней — доктрины стратегческих целей, направлений и только потом — Всеобщей государственной программы, для объяснения и организации процесса реализации которой и создается требуемое число политических партий и движений, ведущих системно-скоординированную совместную деятельность (во всем спектре требуемого целями Всеобщей программы политического разнообразия).

Единство в разнообразии! А не единственность для всех, превращающая собой вид деятельности в неумолимо затягивающуюся смертельную петлю-удавку.

Что же мы имеем в политической, идеологической и социально-экономической деятельности пост-советских «независимых» республик?Практически ни одна партия или движение не опираются на философию, способную выжить в будущем. В лучшем случае есть образцы уже устаревших концепций (левые пратии), способные разве что поднять страну до уровня 89-91 гг., либо националпатриотические построения, отбрасывающие всю логику развития с социального на эволюционно-биологический уровень.

Ни коммунистические, ни националистические конценпции старого образца уже не способны оплодотворить животворящей идеей масс. Нельзя паразитировать на покойниках. Социальная некрофилия безплодна, грозит потерей ресурсов и не имеет никаких перспектив!

Если коммунизм, — то в его новой, нацеленной на будущее, фазе построения и развития. С учетом современных реалий. Марксизм не догма, а руководство к действию. Стоит уточнить — к осмысленному, научно обоснованному действию, а не паразитированию на давно уже недостаточных, полусформулированных, а порою и вовсе не имеющихся философско-методологических разработках. Где она, диалектика природы и общества, как основной теоретический инструмент левых сил?

Если национализм — то на новом концептуальном базисе современной науки, с учетом сегодняшних реалий и глобальных мировых тенденций, а не на трупном яде интеллектуально несостоятельного интегрального национализма (например — украинских национал-патриотов) или на фантомах жидомасонской фобии деинтеллектуализированных псевдопатриотов России.

Без философского осмысления (философского по уровню общности, а не на тягомотине расплывчатых рассуждений по поводу вообще) нет и не может быть реального ситуационного анализа!

Без этого анализа невозможно принятие оптимального стратегического пакета целей и задач, без которых принципиально невозможно движение любого экономического механизма, так как вообще не будет ясно откуда и куда ехать. Неосмысленная на философском уровне активная деятельность в наше время должна рассматриваться как деструктивное начало, сопровождающееся феноменом «дурака с инициативой» (по результатам деятельности на социально-экономическом уровне). А это, в совою очередь, должно квалифицироваться как особо тяжкое преступление, каковым оно и является по своей сути.

Таково реальное положение дел. Возможно ли его исправить в лучшую сторону? Да. И вот каким образом: можно принять за глобальную точку отсчета первую из известных и общепринятых философий — Универсум Гермеса Трисмегиста (см.: Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Составление и перевод К.Богуцкого, К.: Ирис, М.: Алегейа, 1998, 625 с.).

Сейчас человечество вышло на свой новый глобальный виток развития и снова попало в начальную (но на более высоком уровне) точку сборки, которой должен соответствовать свой, но уже Новый Универсум как всеобщая философская основа со всеми вытекающими отсюда последствиями для мировоззрения, религии, науки, культуры и других видов человеческой деятельности.

Такая философия уже существует (см. Новый Универсум, построенный на Инвариантном Моделировании, базирующемся на теории Гиперкомплексных Динамических Систем А.Н. Малюта. Система деятельности. К. Наукова думка, 1991, 210 с.).

Что будет?

Характерной чертой Новой Эпохи развития человечества является все большее доминирование деятельностного отношения к действительности над созерцательным. Это уже не просто теоретическое предложение, а реальная практика человеческого бытия.

Отсюда и важнейшая философско-методологическая задача — осмысление и анализ феномена деятельности вне зависимости от ее понятийной разновидности, а также формулировка основных понятий, законов и принцыпов, описывающих этот феномен во всех фазах его жизненного цикла.

Осмысление этого и переход на уровень реальной практики означает:

1. В мировоззренческом смысле — формирование и доминирование синтетического мышления и конструктивного отношения к деятельности, в которой все большую роль будут играть интеллектуальные технологии.

2. В религиозном плане этот феномен связан с тем, что, например, в христианстве называется приближением к Богу, рождением в Духе, познанием истины. В целом процесс будет сопровождаться синтетическими тенденциями в основных мировых религиях и выходом их на принципиально новый этап развития. Эта же участь постигнет и закрытие до сип пор многие тайные ордена и организации, которые, переходя на новый этап своего развития, объективно отдадут в свет (широкой публике) часть своих, бывших до этого закрытыми, знаний и тайн.

3. В науке глобальная точка сборки требует (и дает возможность) подведения Глобальных Итогов, с наметкой новых контуров новой Научной Системы и параллельным, одновременным переводом своих основных направлений (от теоретико-фундаментальных дисциплин до конкретной практики) на принципиально новый виток развития, сохраняя при этом в высоко концентрированной информационно емкой форме имеющиеся знания и открывая дверь в принципиально новый мир абстракций и физической реальности (см.: А.Н. Малюта. Международная программа «Наука 2000», представленная в виде доклада на Международной конференции МАИ (Международная Академия Информатизации), посвященной 50-летию ООН, Москва, 1997).

4. В области культуры и искусства все более будут и уже начинают доминировать осознаваемые и направляемые авторами личные творческие инициативы, вытесняющие непрогнозируемые, спонтанные творческие акты и деструктивные вспышки творчества по всем видам исскуств. Существенно возрастет роль культурных и духовных ценностей как целеполагающего фактора, определяющего направление вектора развития человечества на современном этапе. Творчество объективно должно стать более независимым, бережно поддерживаемым и в то же время преисполненным осознания своей растущей роли и сопутствующей ей ответственности.

Реальная практика

Ограничиваясь географически территорией бывшего СССР, можно отметить, что все указанные выше тенденции фактически уже имеют место в конкретной реальности.

В частности, феномен самоорганизации вынужденно самопроявил себя в социуме, в основной его массе в силу хотя бы таких причин, как отрыв государственных регионов от центров с концентрацией в себе финансовых и информационных ресурсов в объемах, многократно превышающих все мыслимые нормы сбалансированных социальных систем.

Брошенные на произвол имеют три выхода:

  • тихо умирать (старики, дети, незащищенные группы населения);
  • агрессивно выступать с требованиями к центру, взывая о помощи извне;
  • самоорганизовываться и опираться на собственные возможности (режим вынужденной социальной робинзонады).

Реальность, как правило, демонстрирует сочетание с разными удельными весами (по регионам) всех указанных выше ситуаций, порою с явным доминированием одной из них.

В указанных процессах, как показывает системно-деятельностный ситуационный анализ и подтверждают наблюдения в реальной практике, ценным и имеющим перспективу является идеология создания и функционирования  Центров Гражданских Инициатив (ЦГИ), суть которой может быть сведена к следующим основным проблемам.

Преамбула

Сложность и негативные тенденции затянувшегося периода перестройки требуют принятия кардинальных мер, позволяющих остановить процесс падения и предпринять меры к реализации конструктивных шагов по выходу из кризиса.

Ситуационный анализ и опыты первых шагов позволили сделать вывод, что кризысные явления в республике носят системный характер и могут быть устранены на основе глубокого всесторонненого системного анализа и осознания ситуации, формулировки ясных стратегических целей и выбора системно обоснованного пути достижения этих целей.

Учитывая мировой опыт межгосударственных взаимодействий и на оснве анализа внутриреспубликанских возможностей, является целесообразным начать реализацию задачи выхода из сложившийся ситуации одновременно двумя путями:

снизу — за счет поднятия творческой активности масс и мобилизации внутренних ресурсов, направляя их на консолидацию усилий в решении поставленных задач;

сверху — путем определения основных стратегических направлений развития и создания максимально благоприятных условий для реализации идущих снизу инициатив.

С этой целью предполагается создание в республике базовой сети региональных Центров Гражданских Инициатив, предназначенных для инициации процесса самоорганизации социума в современных социально-економических условиях.

Главными задачами таких центров должны быть:

  1. Обязательный и объективный учет региональных отличий и основных тенденций, имеющихся в регионах.
  2. Демократический способ построения функционирования центров, направленных на организацию и поддержку инициативной деятельности, а не на командно-административную регламентацию и указание.
  3. Существенная ориентация на региональные возможности.
  4. Единый способ системного построения и функционирования, позволяющий проводить деятельностные взаимоотношения Центров друг с другом.
  5. Постоянство консультационно-координационных взаимодействий центров.
  6. Активное участие центров во всех социальных видах деятельности региона.
  7. Гласность всех начинаний, общественная оценка всех результатов деятельности и предварительная общественная экспертиза всех социально-важных программ и проектов.
  8. Консолидирующая роль во взаимодействии различных движений, партий, а также систематический сравнительный анализ их действий.
  9. Концентрация интеллектуальных ресурсов и подготовка творческой елиты, пригодной для решения задач, направленных в XXI век.
  10. Возрождения духовности, толерантного отношения ко всем ее проявлениям и способствование осознанию массами основных тенденций развития общества на современном этапе.

Организационно-функциональными особенностями центра являются:

  1. Специализированный отбор и интеллектуальная подготовка групп, занимающихся организацией и становлением Центров.
  2. Подбор учредителей на основе принципов совместной командной работы, инициативных, социально признанных личностей, способных к самостоятельным действиям на уровне реального лидерства, умеющих принимать решения и нести полную ответственность за свои поступки.
  3. Постоянный поиск, стимуляция и активное поощрение авторов всех творческих инициатив. Формирование нового стереотипа по отношению к социально полезной деятельности, поднятие рейтинга личности, проявляющей творческую активность, приносящую реальный результат и участвующую непосредственно в реализации творческих инициатив.
  4.  Постоянство обратной связи с социумом по всем творческим инициативам и коррекция своей деятельности по результатам этой связи.
  5. Инициативно-командная работа с переменным лидерством, полной командной ответственностью и поощрением по кокретным результатам. Совмещение личной и командной ответственности.
  6. Регламентация прав и обязанностей членов Центров по результатам их личной деятельности.
  7. Системность организации, принятие решений, обоснование деятельности и оценки результатов по всем инициативам.
  8. Выход на межрегиональный печатный орган (журнал «Общественные Инициативы»).
  9. Ориентация на интеллектуальные технологии, информационные продукты при отдаче приоритетов созданию принципиально новых рынков услуг и товаров, а также стремление к технологической полноте реализуемых инициатив.
  10. Функционирование на основе принцыпов Высшей Этики, направленных на движение человечества в третье тысячелетие.

Задачи реализуемые Центром, должны быть направлены на гармоническое развитие духовной, интеллектуальной, эмоциональной и физической составляющих Нового Человека, сбалансированного сочетания интересов Личности и Общества, а также на создание оптимальных условий, способствующих самоактуализации и самореализации каждой личности в новых условиях нашего времени.

Генезис проблемы

Идеология, целесообразность, практическая возможность и необходимость создания ЦГИ в данном случае проявили себя как одно из практических следствий Школы новых интеллектуальных технологий А.Н.Малюты, проводимой в виде интенсивных обучающих тренинг-марафонов, ознакомляющих их участников с основными положениями Нового Универсума.

Своим названием Школа академика А.Н.Малюты обязана Международному форуму ЭТНА-95 — «Язык, Культура, Экология» (Словакия, Попрад, 1995), где мною проводился десятичасовой тренинг-семинар (десять тем за десять часов) по материалу Нового Универсума.

С тех пор официальная апробация и изложение указанных материалов проводилась, в частности, в Украине, в Беларуси, в России и т.д., как правило, по всему срезу интеллектуальной вертикали — от рядовых ученых, преподавателей и инженеров до ведущих лидеров различных философских, духовных школ и высших государственных деятелей (парламентариев, депутатов разного уровня, руководителей крупных организаций и т.д.).

Проведение Школы, обучение системному видению и анализ ситуации, формирование стереотипа синтетического мышления, с одной стороны, приводили к практическому решению задачи интеллектуализации социума и к участию в реализации процесса создания интеллектуальных элит, а с другой стороны, ускоряли и упорядочивали процесс самоорганизации социума, что и привело к возможности и к первым шагам в создании ЦГИ.

Естественно, что люди, вышедшие на новый уровень мышления и миропонимания, стремились к общению с себе подобными сначала на уровне личных встреч, потом — встреч клубного типа и, наконец, к деятельностно-активной форме сотрудничества и взаимного общения — Центрам Гражданских Инициатив.

Впервые по указанной схеме был создан (вариант экспериментальной проверки) Белорусский центр гражданских инициатив «Белая птица» (Минск, 1996, президент Центра — Н.Т.Коростелева).

Следует отметить, что Беларусь в силу духовно-генетических особенностей своего этноса, существенно способствующих явлениям системной самоорганизации, а также целому ряду особенностей ее президента А.Г.Лукашенка, может и уже начинает играть гораздо большую роль в различного рода духовных процессах и геополитических начинаниях, чем это можно было предположить изходя из территориальной и естественно-ресурсной возможности самой республики.

Аналогичные процессы имели и имеют место и в Украине — от Волыни и Галиции до Харьковщины, от Чернигова до Одессы — с разной степенью интенсивности, разной фазой своего становления (от первичного ознакомления до юридической регистрации) — но все в одном перспективном рассчитанном на прорыв в XXI век, направлении. Как это и следует из основных положений Нового Универсума.

Ознакомление интеллектуалов России с указанной тенденцией также подтердило ее практическую целесообразность и даже позволило сделать вывод о необратимости начатого Дела: никакая армия не остановит идею, время которой пришло.

Оглядываясь назад, можно сказать: время пришло, посев сделан и процесс пошел.

Строится Храм — это в высоком духовном смысле.

Рождается Человек, Новый и Новая Звезда в Новых Небесах заявляет о нем, указывая ему Новый Путь в Третье Тысячелетие.

Малюта А.Н.

Журнал «Бизнес и политика», №14, январь 1999 г., Украина, Днепропетровск

0 Comments
Previous Post
Next Post