Социокультурные проблемы и перспективы инновационной экономики

Рассматриваются предпосылки возникновения и условия реализуемости инновационных процессов в современных условиях украинской государственности.  Отмечено определяющее влияние существующего стандарта мышления и методологических ограничений на эффективность и реализуемость инновационных процессов. Определен процесс социально-экономической стабилизации общества как первичное и необходимое условие становления инновационной экономики.

Процессы, происходящие в общественной деятельности в области экономики и государственной политики в последние десять-пятнадцать лет, показали их низкую эффективность и практически полное несоответствие ожидаемым результатам. Часто получаемые негативные результаты, вместо ожидаемых позитивных, с одной стороны, позволяют сделать обобщения всего происшедшего за указанный отрезок времени. С другой стороны, требуют проведения анализа подобных обобщений с тем, чтобы разобраться в происходящем, определить ключевые положения в возникших сложностях и принять меры для коррекции происходящего в требуемую сторону.

Такова общая позиция в пределах отечественной экономики и украинской государственности рассматриваемой в целом. Но есть и частный аспект в указанной тематике. Он связан с появлением новых социально-экономических факторов, возникших в наше непростое время, которые завоевывают и определяют свое место в происходящих социально-экономических процессах. Здесь речь идет как о новых собственниках, чей удельный вес стал социально значимым, так и о новых группах и объединениях, возникших из хаоса процесса перестройки. Все это определяется как в отношениях между собой, так и всей своей совокупностью, рассматриваемой в целом, в общемировой человеческой деятельности.

Сложность указанной проблематики состоит в том, что в современных условиях практически все делается впервые. Отечественного опыта в подобной деятельности просто нет, а зарубежный опыт плохо вписывается в нашу ментальность и социокультурную среду. Многое из того, что делается впервые, является относительно новым. Новым, именно для нас, в силу сегодняшней капитализации экономических процессов и отхода от привычных понятий, связанных с общенародной и государственной собственностью. То, что ново в этом смысле, особенно на первых этапах перестроечных лет, часто постигалось путем подражания и освоения чужого опыта, взятого из капиталистических стран. Такой подход, как показала практика, оказался мало эффективным. Он потребовал анализа происходящего и поиска новых результативных вариантов.

Но есть и другая новизна, которая связана не только с реконструкцией национальной экономики и перехода ее на капиталистический и частно-собственнический способ хозяйствования, но является глобальной общемировой тенденцией, связанной с общемировым кризисом и исчерпанностью цивилизационной сути функционирования и бытия современного человечества. Эта глобальная ситуация для разрешения своих проблем тоже потребовала новых подходов.

Совокупность локальных и глобальных сложностей указанных выше, привели к феномену, суть которого может быть выражена одним словом — инновация, понимаемая как процесс внедрения чего-либо нового. Такое внедрения может происходить во всех сферах человеческой деятельности. В нашем случае речь пойдет об экономике, соединение которой с указанным выше термином породило явление, получившее название — инновационная экономика, об особенностях проявления и реализации которой пойдет речь в данной статье.

Причем изложение будет вестись в наиболее общей форме, позволяющей охватить процесс в целом, что является необходимым условием не только для понимания процесса и его адекватного описания, но и продиктовано требованием к созданию предпосылок для управления указанным процессом и осмысленной организации его оптимальной и эффективной реализации.

Поэтому целью данной работы является первичное постановочное пунктирное определение всего круга проблем, связанных с инновационной экономикой, рассматриваемой в целом, тезисное перечисление и характеристика наиболее важных составляющих этого иерархически и качественно сложного конгломерата.

Иначе говоря, речь идет о первичном отображении формата инновационной экономики и о начальном выделении тех аспектов, которые являются наиболее важными при постижении и реализации сути инновационных процессов.

Решение поставленной задачи в ее первом и наиболее общем приближении проводилось на основе системного анализа указанной проблематики и с учетом тех факторов, которые традиционно отсутствовали в классических вариантах исследований и обычно игнорировались. Поэтому неожиданно проявили себя именно сейчас, заявляя о себе большим удельным весом и социальной значимостью не только в инновациях, но и в общественной жизни в целом.

В данном случае, под такими обычно игнорируемыми аспектами, подразумеваются те явления и процессы, суть которых отображается ключевыми словами — культура, духовность, религиозность, человеческий фактор. Это все, рассматриваемое в целом, назовем социокультурным фактором, об особенностях которого речь также пойдет в данной работе. Именно этот фактор почти полностью игнорировался в отечественных исследованиях, базирующихся на полит-экономических концепциях марксизма, в котором социо-культурность рассматривалась как незначительная надстройка на сложном и весомом экономическом теле. А такой аспект этой незначительной надстройки как духовность игнорировался практически полностью, часто целенаправленно и агрессивно, как явление недостойное пристального внимания высокопоставленных политэкономистов и чуждое для государственной идеологии в эпоху развитого социализма.

Такой подход оказался существенно не полным и дал закономерный сбой, негативные результаты которого только-только начинают пониматься и осмысливаться в наши дни. В указанном смысле по линии названных аспектов сложилась парадоксальная ситуация, грозящая новыми кризисами. Суть этой парадоксальности в том, что существующая событийность и процессуальность в области экономики по своему темпу опережает осмысление происходящего теми, кто вольно или не вольно затеял эти процессы, участвует в них либо пытается управлять ими.

Запаздывание осмыслений приводит к увеличению деструктивных факторов и тенденций как в управленческих, так и в деятельностных решениях, что в целом способствует хаотизации и углублению всеобщего кризиса в наиболее важных сферах общественной деятельности.

Сказанное особенно ярко проявляется на уровне отечественной государственной и экономической деятельности в феномене, получившем название — ручное управление экономикой и государством.

При этом, управляющее действие свершается после ситуации, что можно рассматривать как рефлекторную реакцию на внешнее раздражение. Нетрудно видеть, что это наиболее низкая форма деятельности, связанная с живыми существами, которая имеется у насекомых и еще более простых организмов. Таков наш уровень.

Он следует за ситуацией и, в принципе, ни по своей сути, ни по своей форме не может быть первым и задавать тон. Но именно первенство, причем абсолютное, и умение не только вести игру на высшем уровне, но и способность диктовать правила игры и создавать ситуацию, а не следовать за ней, является характерной особенностью технологической сути инновационной экономики. А она, в силу сказанного, принципиально не совместима с тем состоянием, в котором находится отечественная экономика. И если не поменять этого состояния, то все разговоры об инновационной экономике превратятся в красивый, может быть даже, наукообразный, но совершенно далекий от реальности заманчивый и никогда не реализуемый миф, похожий на блуждающие огоньки в непроходимых болотах, которые уводят заблудшего путника в смертельно опасную, безвыходную топь.

Что делать в такой ситуации, чтобы исправить ее? На что в первую очередь надо обратить внимание, чтобы получить шанс на изменение процесса в требуемую сторону, пригодную для ее осмысленного восприятия, обоснованного прогнозирования и эффективного управления, которое приведет в заданные сроки к требуемым результатам?

В кратком изложении ответы на эти вопросы, полученные в ходе наших исследований, можно представить в виде коротких тезисов.

1. Существуют две исходных предпосылки, которые можно рассматривать как два необходимых условия для возникновения и проведения инновационной деятельности.

Первое условиевнутреннее. Оно связанно с особенностями организации человеческого мышления и психики в целом. Под сказанным подразумевается способность субъекта экономической деятельности к генерации новых идей и доведения их до уровня технологического описания, пригодного для практической реализации. В слабой форме, вместо сказанного, можно потребовать наличия у субъекта деятельности, если не генерации, то хотя бы способности к восприятию нового и наличия внутренней готовности к изменению существующего стандарта или стереотипа хозяйственной деятельности на предлагаемую инновацию.

Второе условиевнешнее. Это условие связано с наличием или отсутствием инфраструктуры деятельности, предназначенной для возникновения, поддержки и сопровождения инновационной деятельности.

Анализ указанных предпосылок в рамках наших отечественных политических и экономических условий показал не просто полное отсутствие указанных предпосылок, но проявил гораздо более серьезную ситуацию — агрессивное неприятие инноваций и жесткое противодействие им по всей вертикали существующих в нашей стране политических и экономических структур. В такой ситуации инновационная деятельность не только принципиально невозможна, но и может представлять серьезную опасность для того, кто, руководствуясь искренними, но наивными и добрыми побуждениями, рискнет заняться подобной деятельностью.

Подобная ситуация является проблемой, требующей своего безотлагательного разрешения.

2. Любая инновацияэто либо признак, либо характеристика процесса развития в той сфере, где происходит эта инновация.

Такая особенность приводит к двум следствиям.

Первое — возникновение проблемы, связанной с пределами роста в процессах развития. И, связанная с первой, вторая проблема — возникновение опасности в области социальной, промышленной и природной экологии.

По этим проблемам в рамках государственной, экономической и политической деятельности вопрос всерьез не только не рассматривается, но даже и не ставиться. Мало того, не существует явных предпосылок для такой постановки ни на уровне реальной практики, ни на уровне методологических обоснований. И, что особенно печально, даже на уровне адекватного понимания этой проблематики и ее последствий государственными чинами, призванными по своей должности отвечать за указанную тематику и управлять процессами, связанными с экологией, рассматриваемой в указанном выше ракурсе.

3. В силу своего разнообразия и широкого спектра возможных проявлений, инновационная деятельность в ее конкретной определенности, всегда предопределяется целевыми установками, которыми руководствуются субъекты экономической деятельности при принятии решений по выбору вида инноваций, способа их реализаций и получения ожидаемых результатов.

Этот аспект вырос в отдельную, достаточно серьезную и специфическую проблему именно в нашей стране, на территории Украины. Сказанное требует уточнения по своему содержанию, что тоже мы сделаем тезисно, лишь обозначив ключевые моменты в этой проблеме.

Тотальная хаотизация процессов перестройки и становления субъектов хозяйственной деятельности в современных условиях, а также полное отсутствие согласованности и координации во всем этом между отдельными субъектами привело к столкновению их интересов.

Этот процесс за последние десять лет перешел в лавинообразный и стал полностью неуправляемый, грозя все смести на своем пути. А, помноженный на славянский максимализм, он превратился в реальную составляющей в лице собственников и руководителей тех экономических объектов, которые задействованы в конкретной инновации. Особенно ярко это проявляется тогда, когда возникающее новшество обещает быструю прибыль, претендует на создание новых рынков и обладает явной способностью к ускоренному развитию.

Социальная нестабильность и политическая непримиримость также разрушающе действуют не только на обострение процесса столкновения целей, но и разрушают экономику в целом, тем более делая совершенно невозможным любые инновации, которые убираются исходя из принципа — лучше никому, чем моему оппоненту. Это тоже особенность нашего современного украинского бизнеса.

Сюда же добавим, что на территории, обозначенной все еще дискуссионным словом — Украина, в принципе нет, не было и, пока еще, не создано того общественного стержня, который называется средним классом, а ранее назывался дворянством, аристократией, шляхтой или общественной элитой. Наличие названного является и предпосылкой, и основой, и характерным признаком устойчивого экономического и политического развития, без чего говорить о любых инновациях бессмысленно.

4. Процесс возникновения целей и их предпочтительного отбора обуславливается наличием системы ценностей и нравственной ориентации у субъектов деятельности.

Сказанное тесно связано с процессами и явлениями, суть которых отображается такими ключевыми понятиями как — национальная идея, государственная идеология и современная духовность.

Кратко о выделенных понятиях.

Национальная идея — полное отсутствие даже на уровне бытового определения и определения такой предпосылки для ее реализации как ответа на вопрос: Кто мы? В этом смысле украинство — единственное в Европе этническое образование, утратившее свои корни и имя, и пристающее то к одному, то к другому этно-цивилизационному берегу в поисках самоидентификации. Процесс затянувшийся и болезненный, загнанный в глухой угол.

Государственная идеология — изгнана даже из армии и спецслужб и, в идиотической эйфории, торжественно похоронена без понимания угрожающих негативных последствий содеянного и для государственной безопасности, и для независимости, и для отечественной экономики, и для народа в целом.

Современная духовность — собственных корней и проявлений на общегосударственном и общенародном уровне нет, но есть тихое противодействие такому проявлению. Зато чужого здесь много. Даже более, чем достаточно. Как червей и мух на разлагающемся теле отечественной экономики, государственности и духовности. В этой ситуации скрывается огромная опасность и для страны, и для народа, и для всей территории, на которой происходят подобные явления.

5. Анализ внешнего фактора, вокруг страны в целом, необходимо и обоснованно приводит к жесткому и нелицеприятному выводу: проект «Украина» — это физически не реализуемая задача, предназначенная для маскировки истинных целей «сильных мира сего» по отношению к нашей государственности, народу и территории.

Названное относиться к глобальной проблематике, исследуемой в сфере геополитики. В силу ограниченности данной статьи, даже аспектуально, мы не будем детализировать этот тезис, лишь отметим самое очевидное — собственной геополитической государственной доктрины у Украины нет. Поэтому на ее территории, где явно, а где неявно, уже выполняются и даже конкурируют между собой чужие геополитические доктрины и программы, представляя этим реальную угрозу отечественной независимости и государственности. И, как следствие этого, являя собой серьезный и, все растущий, фактор противодействия любым инновациям, которые в данном случае могут рассматриваться как помехи для чужих программ и намерений.

Перечисленные пункты не единственные, но достаточные для демонстрации масштабности и сложности всего изложенного выше. Из сказанного объективно и необходимо выплывает вопрос — что делать?

Начальный вариант ответа на этот вопрос дадим в качестве выводов в данной статье, ориентируя эти выводы на те первые шаги, которые необходимо сделать в таком ответе, предполагая не только его теоретическую обоснованность, но и практическую целесообразность, рассматриваемую в конкретных политических и социально-экономических условиях нашего бытия.

ВЫВОДЫ
  1. Первоочередной задачей, решение которой способно привести к началу процесса снятия изложенных выше проблем и противоречий, рассматриваемых на локальном (внутри страны) уровне, является осуществление политической и социальной стабилизации, как в пределах отдельно взятых регионов, так и в стране в целом.
  2. В глобальном смысле, в который органически вписывается и локальная отечественная проблематика, требуется решение задачи разработки парадигмы нового мышления и воспитания кадров, владеющих им. Такие кадры — золотой фонд нации и основной ресурс всего, что связанно с инновациями, поступательным развитием и прогрессом.
  3. На местах требуется начать постоянную и кропотливую работу, направленную на создание той почвы, на которой может произойти понимание происходящего как на локальном, так и на глобальном уровнях, а также возникнут предпосылки для создания инфраструктуры поддержки социально полезных инициатив. Эта задача связана с активизацией человеческого фактора, развитием того сектора общественной деятельности, который определяется понятием — гражданские инициативы, проявление которых является необходимым условием построением гражданского общества.

Малюта Александр Николаевич
Проф.кафедры философии, академик Петровской Академии Наук и Искусств НУ «Львовская политехника»

Рыбак Майя Борисовна
Коммерческий директор ЛФ «Голден Телеком»

 

0 Comments
Previous Post
Next Post